Посмертный альбом Йохана Йоханнссона подчеркнул культурное единство Европы

20 сентября вышел посмертный альбом Йохана Йоханнсона 12 Conversations with Thilo Heinzmann, на следующий день после того, как исландскому композитору исполнилось бы 50 лет.

Неожиданная смерть Йоханнссона в феврале 2018 года положила конец его уникальной практике объединения различных видов искусства. Исландский композитор был известен своей изобретательностью, позволяющей музыке, литературе, театру и кино взаимодействовать друг с другом в его произведениях, в которых вдумчивая, меланхоличная классическая музыка часто переплеталась с электронной.

Британский филантроп и коллекционер Ричард Томас (Richard Thomas) был очарован этим процессом разрушения художественных границ. Он придумал идею создать работу, которая установила бы диалог между музыкой и изобразительным искусством, и ни одна форма в ней не подавляла бы другую. На тот момент Томас уже приглядел героя для своего будущего проекта — берлинского художника Тило Хайнцманна (Thilo Heinzmann). Он, в свою очередь, сразу вспомнил о Йохане Йоханнссоне. Первоначальная идея Томаса имела скрытый мотив — его убежденность в идеалах Европейского Союза. Исландский композитор, работавший с немецким художником над проектом, созданным британским меломаном, в который позже будут вовлечены базирующиеся в Брюсселе музыканты из Echo Collective — все это является отражением культурного единства, которое для многих является определяющим в Европейском Союзе.

В течение четырех лет Хайнцманн и Йоханнссон время от времени встречались и беседовали об искусстве, политике и своей собственной жизни. Работая над, а вернее с картиной Хайнцманна исландский композитор написал новое произведение для струнного квартета под названием «12 бесед с Тило Хайнцманном» (12 Conversations with Thilo Heinzmann). Незадолго до своей смерти Йохан пригласил участников Echo Collective помочь в издании финальной версии альбома, но, к большому сожалению, не успел обсудить с ними детали партитуры. Участникам ансамбля пришлось исполнять свои интерпретации, основываясь на уже состоявшихся беседах с композитором.

Йохан Йоханнссон был фундаментален и создавал свои звуковые ландшафты с точностью математика. Природу каждого звука исландец понимал на уровне инженера-физика. Положение каждой ноты разбирал и анализировал как заправский теоретик музыки, чуждый импульсам и порывам творца. Каждое произведение Йоханнссона — монолит, идеальный сплав, единое звуковое пространство, живой организм. В багаже композитора десять сольных альбомов и ряд смежных проектов, среди которых особое место занимает Apparat Organ Quartet. Его саундтрек к фильму “Вселенная Стивена Хокинга” был номинирован на “Оскар”, BAFTA, “Грэмми” и удостоен премии “Золотой Глобус”. Подробнее с творчеством Йохана Йоханнссона можно ознакомиться в нашем альманахе композиторов.