Макс Рихтер и Jónsi дали совместное интервью

Макс Рихтер и Jónsi дали совместное интервью

В недавнем совместном интервью композитор Макс Рихтер и музыкант Jónsi, фронтмен исландской группы Sigur Rós, обсудили свои подходы к созданию музыки, роль искусства в современной культуре и текущие проекты. Беседа предоставила взгляд на творческие процессы двух влиятельных фигур современной классической и экспериментальной музыки.

Макс Рихтер: Мне очень близка идея музыки как утилитарного, функционального явления. В этом есть что-то глубоко человеческое: музыка занимает особое место в жизни. Когда я написал Sleep, это было почти кощунственно. С точки зрения академической традиции — ты должен сесть, вести себя прилично и слушать. А я хотел создать произведение о другом. Оно — как инструмент, как кнопка паузы. А может, даже не маленькая, а огромная кнопка паузы. Что-то, что можно использовать в жизни. Музыка как способ общения с человеком. Мне это нравится. Классическая музыка часто воспринимается как нечто возвышенное, где композитор — будто полубог, передающий некий священный текст, который ты обязан воспринять. Я хотел разрушить эту вертикаль. Хотел, чтобы музыка стала общей территорией. В случае с Sleep — буквально полезной вещью.

Jónsi: Мне сложно воспринимать само понятие «функциональность». Я вообще об этом не думаю. Я всегда пишу музыку только для себя. В теории, это абсолютно эгоистичный процесс. Я не думаю о других, о том, как они это воспримут или что они с этим сделают. Это чистый эгоцентризм. Я эгоманьяк.

Макс Рихтер: Думаю, в творчестве действительно есть компонент, подпитывающий эго. Но есть и другой слой — создание мира. Когда ты сочиняешь музыку, ты словно предлагаешь версию реальности: «А что если мир выглядел бы вот так?» Обычно это вырастает из неудовлетворённости реальностью. Если бы мы были полностью счастливы, творчество не имело бы смысла. В нём всегда есть элемент критики того мира, в котором мы живём. И это абсолютно естественно. Меня интересует, с чем человек приходит к музыке: его биография, его опыт, всё, что он слышал. Он встречается с произведением, и в этом взаимодействии рождается нечто новое. В Sleep есть вокальные фрагменты, и каждый слышит в них что-то своё. Один шотландский журналист сказал: «Это кельтская колыбельная». Мой A&R из Deutsche Grammophon: «Это тема фуги». Кто-то сравнил с Энией. Удивительно, насколько по-разному люди воспринимают одно и то же. И это, пожалуй, самое прекрасное в творчестве — многомерность, зависящая от слушателя.

Jónsi: Это, кстати, классный комплимент. Я слушал Энию лет в семнадцать. Сейчас к ней снова возвращаются. Она просто офигенная. Невероятные вокальные слои, прекрасные мелодии. Она никогда не гастролировала, не выступала вживую, но продала миллионы пластинок.

Макс Рихтер: В те времена это было непросто, без Pro Tools и прочего. Требовался высочайший уровень мастерства и уйма времени, чтобы достичь такого звучания.

Jónsi: Я это очень понимаю. Мне безумно нравится работать с вокальными гармониями. Я пою одну партию, потом ещё три-четыре сотни дублей, потом наложения, потом ещё. Это невероятное чувство — слышать, как выстраиваются эти слои. У меня сложные отношения с прослушиванием музыки. Когда я пишу или записываюсь, этого вполне достаточно. Дома хочется тишины. Иногда включаю звуки природы. Есть один артист, Aho Ssan — он невероятен. Самый крутой звуковой ландшафт за последние лет десять. Чистая текстура, искажения, гранулярная мощь. Я почти не вожу, но когда сажусь за руль — это единственное время, когда слушаю музыку. Потому что это что-то очень личное.

Макс Рихтер: Машина — действительно хорошее место для прослушивания музыки. Я только что завершил 20 лет школьных поездок с тремя детьми. Мы живём буквально в лесу, так что дорога в школу — это значительная часть жизни, и там всегда звучала музыка. С дочерью у нас договор: по пути туда музыку выбираю я, по пути обратно — она. Я обычно включаю старый даб — Studio One, King Tubby. Обожаю это. А она, как типичный подросток, увлечена сонграйтерами. Именно она открыла мне Mitski, которую я теперь тоже люблю. Это хороший способ услышать то, чего не ждал.

Jónsi: Я слышал классную историю про Брайана Уилсона: он однажды остановил машину, услышав Ronettes. На тот момент это было поразительное звучание. Впрочем, и сейчас остаётся таковым.

Макс Рихтер: Великолепные записи.

Jónsi: Я серьёзно занимаюсь парфюмерией — это моя страсть. У меня в подвале в Лос-Анджелесе целая лаборатория. Тысячи флаконов с ароматическими молекулами и эфирными маслами. Занимаюсь этим уже лет 15. Описывать запах — невероятно сложно. Нет слов, чтобы выразить нюансы обоняния. Это одно из немногих чувств, которое проникает прямо в мозг, минуя защиту. И это во многом похоже на музыку — она невидима, но трогает тебя, действует на инстинктах. Ты даже не понимаешь как и почему — и в этом всё волшебство.

Макс Рихтер: Да, как и музыка, запахи попадают в древнейшие участки мозга. Могут обойти префронтальную кору. Бьют прямо в сердце.

Jónsi: Мы с сёстрами держим парфюмерный бутик в Рейкьявике. Делаем «ароматные концерты». Недавно провели большую выставку в Национальном нордическом музее в Сиэтле. В следующем году запланированы выставки современного искусства — инсталляции и прочее. А потом я снова еду в тур с Sigur Rós, две недели с оркестром. Никогда раньше не играл в таком формате.

Макс Рихтер: Я тоже отправляюсь в тур. Сначала Австралия, потом Штаты. Только я, фортепиано, немного электроники и пять струнных. Сейчас работаю с Хлои Чжао над фильмом Hamnet, по одноимённому роману Мэгги О’Фаррелл. В главных ролях — Пол Мескал и Джесси Бакли. Хлои — потрясающий, тонкий режиссёр. Она сняла «Землю кочевников». Мы сейчас в самом разгаре работы, и мне это очень нравится.

Jónsi: Ты же ещё работал над Spaceman с Юханом Ренком?

Макс Рихтер: Да! Мне вообще очень нравится работать с режиссёрами. Мы, по сути, рассказчики, а музыка — один из способов это делать. Многие мои проекты — отклик на литературу или работа с текстом. Для меня это про литературу. Я обожаю читать. Люблю поэзию. Сейчас читаю новый роман Мураками — «Город и его неустойчивые стены». Он интересный автор: по сути, пишет одну и ту же книгу снова и снова, но я не вижу в этом ничего такого. Это как постепенное углубление в одну тему. В Дзене есть притча: ученик говорит мастеру — «Покажи мне природу Будды», и тот начинает шлифовать керамическую плитку. Мне кажется, Мураками делает именно это — полирует свою плитку. Почему бы и нет?

Макс Рихтер: Всё, что мы читали, слушали, чем интересовались, складывается в некий отпечаток. И это прекрасно — иметь такой «отпечаток». Но при этом многое из того, что я делаю, — это реакция. В моих альбомах есть социальный, политический подтекст или истории, которые я хочу рассказать. Но всё это всё равно просто я, пишущий музыку. Баланс между этими двумя сторонами — важен. Нет ничего лучше, чем услышать первую ноту и сразу понять: это оно.

Jónsi: Согласен. Это как голос. Как ты и сказал — у каждого свой путь, своя зона комфорта, откуда всё начинается. Я всё время в поиске. Гитара — мой главный инструмент, но я уже устал от неё. Когда делаю музыку, то начинаю с голоса — он становится проводником потока. Это что-то интуитивное. Наверное, как у тебя с фортепиано — ты просто садишься, и всё само начинает происходить. Отличная точка старта.

Макс Рихтер: Вот это «поиск», о котором ты говоришь, — он и есть суть. Ты начинаешь с того, чего не знаешь. И именно это делает всё интересным. Ты идёшь в незнакомое, но остаёшься собой.

Читайте также: Ян Тирсен отправится в тур по Арктике

Макс Рихтер (Max Richter) — композитор удивительно тонкого вкуса и поразительной интуиции, который едва ли не в одиночку вывел постмодернизм в рамках современной академической музыки на новую высоту. Его работы увлекают на уровне самой идеи. Интерпретации «Времен года» в жанре минимализма. Интерактивный проект в сотрудничестве с неврологами, в рамках которого под музыку Рихтера слушатели засыпают прямо в концертном зале. Подробнее с творчеством Макса Рихтера можно познакомиться в нашем альманахе композиторов.

Похожие новости

12 сентября — День рождения Ханса Циммера

12 сентября — День рождения Ханса Циммера

12 сентября свой день рождения отмечает Ханс Циммер — один из самых влиятельных и востребованных кинокомпозиторов современности...

Композитор Арво Пярт празднует 90-летие

Композитор Арво Пярт празднует 90-летие

11 сентября 2025 года исполнилось 90 лет выдающемуся эстонскому композитору Арво Пярту — одному из самых исполняемых современных авторов в мире...

Флориан Кристл поделился видео с исполнением «Lullaby»

Флориан Кристл поделился видео с исполнением «Lullaby»

Немецкий композитор и пианист Флориан Кристл выпустил видео с исполнением своей новой работы «Lullaby»...

Макс Рихтер поделился новым альбомом SLEEP CIRCLE

Макс Рихтер

Макс Рихтер представил новую работу под названием SLEEP CIRCLE — 90-минутный концертный цикл, выстроенный вокруг структуры типичного цикла быстрого сна...

Макс Рихтер рассказал о своём новом альбоме Sleep Circle

Макс Рихтер рассказал о своём новом альбоме Sleep Circle

Макс Рихтер готовит к выходу новый альбом Sleep Circle, релиз которого состоится 5 сентября. Работа приурочена к десятилетию его масштабного проекта Sleep...

Оскар Шустер поделился новым клипом на композицию «Odeon»

Оскар Шустер поделился новым клипом на композицию «Odeon»

Оскар Шустер выпустил музыкальный клип на произведение «Odeon». Композиция получила визуальное воплощение, созданное самим композитором...

Показать больше