Композиторы, без которых невозможно представить скандинавскую неоклассику

С незапамятных времен люди пытаются объяснить феномен скандинавской музыки и понять ее глубинное сходство с не менее загадочной русской душой. Кто-то среди общих черт отмечает мрачность, насыщенность и неторопливость, кто-то — холодность и меланхоличное настроение. В созерцательных и медитативных мотивах нордических композиторов сокрыты эскапистская энергетика бескрайних пустошей, манящая таинственность, неописуемый восторг от величественной красоты природы.

Оулавюр Арналдс (Ólafur Arnalds)

Этот застенчивый исландец многим мэтрам во внуки годится, а уже успел заслужить статус признанного неоклассика. Записал несколько авторских альбомов, сопровождение к авангардному балету, активно сотрудничает с режиссерами независимого кино. Хрупкие, атмосферные мелодии композитора украшают и такие кассовые фильмы, как «Родственнички», «Заложница 3», «Голодные игры». Арналдс – поклонник Шопена, обреченный романтик, мастер по части мерцающих, кротких мелодий для пианино, которые неизменно сопровождают струнные и ювелирной тонкости электронные пассажи. Свое звучание он обогащает постепенно, от альбома к альбому добавляя лишь несколько новых красок.

 

Подробнее о композиторе в альманахе

Эйнар Селвик (Einar Selvik)

Эйнар Селвик — основатель Wardruna, самой популярной неофолк-группы Норвегии, авторов музыки к историческому сериалу «Викинги», и участник дуэта с Иваром Бьёрнсоном из Enslaved. В дополнение к роли фронтмена своего главного проекта Эйнар Селвик сочиняет сольные акустические номера под аккомпанемент древнескандинавских инструментов, таких как кравик-лира, тальхарпа и козий рог.

 

Подробнее о композиторе в альманахе

Ульвюр Эльдьяудн (Ulfur Eldjarn)

Ульвюр Эльдьяудн — исландский композитор, участник электронной группы Apparat Organ Quartet. В сольной ипостаси музыкант питает слабость к аналоговым синтезаторам и классическим инструментам, объединяя эстетику раннего синти-попа со струнными аранжировками. Его произведения — это синтез вокодерного роботизированного вокала в духе Röyksopp и Daft Punk, пульсирующего краут-рокового моторик-бита и устремленных ввысь оптимистичных мотивов, отсылающих к фантастическим мирам Айзека Азимова и вселенной мультфильма «Тайна третьей планеты».

 

Подробнее о композиторе в альманахе

Йохан Йоханнссон (Jóhann Jóhannsson)

Йохан Йоханнссон был фундаментален и создавал свои звуковые ландшафты с точностью математика. Природу каждого звука исландец понимал на уровне инженера-физика. Положение каждой ноты разбирал и анализировал как заправский теоретик музыки, чуждый импульсам и порывам творца. Каждое произведение Йоханнссона — монолит, идеальный сплав, единое звуковое пространство, живой организм. В багаже композитора десять сольных альбомов и ряд смежных проектов, среди которых особое место занимает Apparat Organ Quartet. Его саундтрек к фильму “Вселенная Стивена Хокинга“ был номинирован на “Оскар“, BAFTA, “Грэмми“ и удостоен премии “Золотой Глобус“.

 

Подробнее о композиторе в альманахе

Стен Эрланд Эрмундстад (Sten Erland Hermundstad)

Стен Эрмундстад — один из самых загадочных и таинственных композиторов-неоклассиков. Его музыка, словно оголенный нерв – трогательная, пронзительная и порой бесконечно грустная. Стен усиливает эффект от своих и без того душещипательных мелодий оригинальным принципом обработки звуки. На его записях пианино будто «воет»: звук запирает, плывет, искажается. Складывается ощущение, будто слушаешь раритетную запись 30-40-х годов. В его репертуаре не только собственные произведения, но и малоизвестные норвежские народные песни в инструментальной интерпретации.

 

Подробнее о композиторе в альманахе
X